<<<обратно

Горан Вишнич и Тильда Свинтон

Тильда и Горан

Тильда Свинтон и Горан Вишнич

Горан Вишнич

Опять Горан Вишнич

Горан

На съемках фильма

Кадр из филма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Концы в воду (2000 г.)
Режиссеры: Скотт МакГи и Дэвид Сигэл.
В ролях: Тильда Свинтон, Горан Вишнич и другие.

Что остается делать человеку, который хотел бы посещать показы МКФ и быть в курсе кинособытий, но не располагает ни временем, ни немалыми средствами для походов в кино? Изучать СМИ и наслаждаться информацией о том, как проводят в Москве время гости фестиваля.

Так я и делала, и в один из фестивальных дней обнаружила в очередном репортаже фразу типа "Пета Уилсон о чем-то беседовала с Тильдой Свинтон". О том, что Пета здесь, я знала, но о приглашении Тильды узнала впервые. Кольнула догадка: ну какой еще фильм может сейчас представлять на фестивале дочь туманного Альбиона? Скорей всего, The Deep End. Я быстренько зашла на сайт фестиваля, и не менее быстренько нашла там в списке фильмов название "Концы в воду" - кликнула на его описание, и подозрение подтвердилось. Как вовремя я нашла информацию! Оставалось 2 показа - 28 и 29 июня, и я выбрала четверг, потому что меня устроили и место (Гавана), и время, и цена. Упускать шанс увидеть последнюю киноработу Горана, еще не вышедшую в широкий прокат даже на Западе, я не собиралась в любом случае.

На следующий день и был четверг, я без малейших проблем купила билет за сто рублей незадолго до сеанса и к 23.00 сидела в почти пустом зале. Неудивительно, Концы... - не блокбастер, 23.00 в будний день - не самый удобный сеанс, звезд мирового масштаба, широко известных и в России, там нет. Конечно, зрители были, и не один десяток, но, к моей радости, сесть можно было куда хочешь, и я шикарно устроилась в серединке. Несмотря на некоторые глюки с непривычки, мне понравилась система перевода через наушники, позволяющая слышать родной звук и при этом все понимать, не заморачиваясь на титрах и не раздражаясь на громкий гнусавый голос переводчика. Дама, которая в тот вечер переводила, в принципе нормально справилась с задачей, но когда она озвучила в конце фамилию Горана, я чуть не упала с кресла. Это было похоже на нечто вроде "Винцил", "Вцинил" и т.п. Что касается самого названия - пожалуй, в русском варианте более адекватного выражения нет, хотя меня не покидает ощущение, что существуют варианты. Ну, Концы в воду так Концы в воду, что поделать.

Итак, кино.
99 минут пролетели быстро, хотя динамичность действия выражалась не в суете, не в скорости смены кадра, а в каком-то внутреннем движении. Сначала мы видим, как героиня Свинтон Маргарет Холл приходит к любовнику своего сына (этакая мерзкая рожа) и просит оставить ее ребенка в покое. Парень ей "намекает", что за 5 тысяч баксов отступится. Конечно, этих денег у нее нет. Сын, талантливый вроде бы музыкант, отрицает "порочные связи" и хочет, чтобы матушка от него отстала. Та беспокоится за сына не только потому, что с ориентацией у него не все в порядке, и муж едва ли смирится с этим, но и потому, что любовник у сына из тех, от кого всегда исходит опасность - незадолго до событий фильма оба красавца попали в аварию, потому что совратитель был пьян.
Помимо сына Бо у Маргарет еще двое младших детей, дочь и сын, и свекр, а сам муж, как в том анекдоте про капитана дальнего плавания, вечно отсутствующий военно-морской летчик.

Вечером любовник Бо заявляется домой к Холлам и вытягивает юношу на свиданку. Всплывает тема утреннего диалога Маргарет со сластолюбцем и 5 тысяч долларов отступного - парочка ссорится, быстро переходит от ласк к взаимному мордобитию, и в итоге любовник Бо от очередного удара падает на якорь. Только Бо этого не заметил, он счел разговор оконченным, вырвавшись из рук партнера, и расстроенный быстро удалился в дом, пока не проснулась заподозрившая неладное мать, или дед.

Утром на прогулке Маргарет находит труп, с зажатым в руке клочком сыновьей рубашки. Она быстро берет себя в руки (скажу сразу: слишком быстро, и здесь и дальше Тильда Свинтон на удивление сдержанна в проявлении эмоций, даже в самых жутких ситуациях ее волнение не выходит за рамки какого-то бытового; хорошая русская актриса на ее месте просто фонтанировала бы чувствами, ярко их выражая) и топит труп в воду озера Тахо (операторская работа на пять баллов, очень красивые пейзажи, подчеркивающие своей умиротворенностью суетность и антидуховность людской жизни за счет резкого контраста - старый прием, но неизменно срабатывающий). Потом выясняется, что на самом видном месте стоит тачка убитого - Маргарет снова лезет в воду, вынимает из одежды на трупе ключи и увозит машину куда подальше. Замечу, что ни сейчас, ни позже заботливая мать не сообщает сыну, что произошло, взвалив всю тяжесть событий на себя. Мальчик до самого конца считает, что не причастен к гибели любовника, и боится просто засветиться, поскольку приходил покойный к нему в тот вечер.  
Именно потому, что она знает правду, Маргарет тоже не хочет ставить полицию и кого бы то ни было в известность о знакомстве Бо с убитым и об их встрече, последствия которой на дне Тахо в виде трупа и на лице сына в виде синяков.

Но беда не приходит одна - незамедлительно в доме Холлов появляется шантажист. В исполнении нашего любимого артиста разумеется:) В обход всякой конспирации герой вскоре называет имя - Алек Спера, но работает он не сам по себе, а на подхвате у старшего товарища со звериным нравом и большим опытом в черных делах. Нехорошие люди требуют у Маргарет 50 тысяч зеленых за недонесение полиции о том, что ее сын более чем знаком с убитым - в качестве аргумента матери предъявляется кассета, на которой 40 минут Бо и его напарник занимаются сексом.
Маргарет тщетно пытается найти деньги, с мужем связи нет, так что ей приходится динамить с первой встречи располагающего к себе, как это ни странно, Сперу, который настойчиво убеждает ее, что деньги найти надо, иначе его шеф предпримет что-то страшное.

Вот тут мои вопросы к небезупречному сценарию пошли косяком! Алек Спера - кто он и откуда? Почему человек со столь добрым проникновенным взглядом сначала изображает монстра, но потом вдруг начинает сочувствовать своей жертве? Почему почти сразу в нем зарождается непонятного характера симпатия к некрасивой, измотанной жизнью запуганной замужней женщине, которая может вызвать только жалость, и то не у завзятого шантажиста? Что заставило Сперу работать на его сволочного шефа? Откуда у них
кассета с записью любовных игр Бо и его дружка? Какое прошлое стоит за сочувствием Алека к слабым и трепетом перед словом "семья", на жизнь без которой он намекает в разговоре с Маргарет (та по ходу объясняет, что достать сейчас нужную сумму невозможно, и вообще, у нее масса неразрешимых проблем)?

Я не буду дальше в деталях пересказывать кино, лучше один раз увидеть, что рано или поздно должно с вами тоже произойти:) Скажу только, что Алек-Горан не справляется с вымогательством, зато
виртуозно, с энтузиазмом перевоплотившись в Луку, спасает свекра героини с помощью искусственного дыхания, позже шеф Алека сам берется за дело и уже начал избивать Маргарет, как вдруг появляется, словно в сказке, добрый рыцарь Алек и убивает злодея (увы, тот успел всадить бывшему напарнику топор в руку). Маргарет вроде бы уговорила Алека вместе пойти в полицию и рассказать о самозащите, но тот уезжает один, забрав с собой труп, срывается с высокой дороги и умирает на глазах Маргарет, успев сказать ей, где лежит кассета и та часть суммы, которую она выручила за свои кольца и отдала Алеку. Героиня рыдает, ее сын тоже расстроен, но главного гада больше нет, для полиции он погиб в аварии вместе с Алеком, и как раз когда Маргарет оплакивает своего спасителя и горькую жизнь в целом, раздается звонок мужа. Все, финал.

Знаю, подобный пересказ - дело крайне неблагодарное, но совсем без него говорить о фильме сложно, да и бессмысленно. Конечно, я должна остановиться на игре Горана, ради которого и случился кинопоход.
Все явные технические достоинства фильма ничего не стоят по сравнению с тем, как Горан Вишнич фактически на голом месте создает ОБРАЗ, органичный, берущий за душу, оставляющий самый глубокий эмоциональный след. Остальные актеры, включая "холодную" и одновременно мятущуюся Тильду, просто некий фон, на котором ярко выделяется Алек - Горан. Я думаю, что это объективный взгляд, а не слепая лесть любимому артисту.
Мы почти ничего не знаем о его персонаже, но Горан настолько убедителен, что веришь ему на все сто процентов, даже не зная ответов на вопросы, которые авторы решили проигнорировать, чтобы не усложнять себе жизнь. В глазах Сперы неизменно видна какая-то затаенная скорбь, связанная с пережитой некогда трагедией, он пытается жить иначе и быть таким, каким проще выжить "в мире наживы и чистогана", но его неспособность причинять боль, предавать и лгать совершенно очевидна. С удивительным тактом Горан обыгрывает взаимную симпатию, и не только человеческую, между его героем и героиней Свинтон. Этих людей связывает невидимая нить, которую нельзя не ощутить. И, несмотря на зачем-то выпячиваемую режиссерами некрасивость Свинтон и очень слабое обаяние, ловишь себя на желании окончательного сближения верной жены и матери троих детей с раскаявшимся шантажистом. Поводы к этому мелькают в поведении Маргарет - то ли она, то ли сама актриса, то ли они обе выдают с головой неодолимую тягу к Спере-Горану, что неудивительно. Тот не делает никаких попыток посягнуть на тело и душу миссис Холл, но своим благородством и мягкостью обхождения усиливает этот эффект взаимопритяжения. Неизвестно, чем бы закончилась эта встреча, не будь она замешана на смерти, страхе и лжи. Гибель Сперы вызывает наибольший наплыв чувств и трогает сильней прочих лиц и событий.
Безусловно, самой потрясающей и сделанной выше всяких похвал сценой фильма стала, на мой взгляд, последняя парная сцена Спера - Маргарет, когда придавленный перевернувшейся машиной Алек едва дыша объясняет, где лежат кассета и деньги, и женщина, плача, тянется к тому месту, невольно прикасаясь своим лицом к окровавленному лицу Алека. Эротизм особого характера, чувства особого порядка.
Остается не до конца ясным, почему Маргарет и Бо так и не позвали на помощь, предпочтя оплакивать еще живого Алека, который попросил ничего не предпринимать - в итоге "рыцарь" избавляет свою бывшую жертву от возможных угроз, волнений из-за неосторожной связи сына, потери денег и больших проблем с мужем; при этом сам избавитель гибнет, едва успев появиться на горизонте, а спасенная никак не похожа на счастливого человека и теперь, когда самое страшное вроде бы позади.
Авторы не дают четкого ответа на вопрос о будущем героини и ее семьи, но никакого оптимизма финальная сцена рыданий, утешений и звонка супруга не прибавляет совершенно. Еще раз повторюсь, что самый глубокий след, оставшийся у меня в душе и мозгу после просмотра The Deep End, - это виртуозная работа Горана и его удивительно многогранный, хоть и созданный на весьма размытом фоне, образ Алека Сперы.
Иными словами, фильм, который я бы оценила на три балла с жирным плюсом, стоит смотреть именно ради Горана Вишнича - и я не сомневаюсь, что те, кто не видел его на экране прежде, смогут
оценить незаурядность потрясающего дара по максимальной шкале.

Марина

ЗЫ На следующий день я посмотрела новый фильм Майкла Уинтерботтома, который в свое время дал Горану путевку в жизнь, сняв его в "Добро пожаловать в Сараево" - "Требование" понравилось мне
гораздо больше, и мое желание посмотреть рано или поздно на Горана в картине этого режиссера усилилось до крайней степени.

Hosted by uCoz