<<<обратно

Страна многих культурных традиций

Хорватская культура является неотъемлемой частью западноевропейской культуры в ее юго-восточном регионе. Хорватия - единственная европейская страна, в которой тесно переплелись культурные традиции Запада и Востока, традиции Северной, Центральной и Южной средиземноморской Европы, традиции православного, католического и исламского мира. Все это находит свое отражение в уникальных памятниках культурно-исторического наследия, объединивших эти традиции.

Архитектура, урбанизация как одна из черт хорватской культуры, города

Римская античность особенно ощущается в Пуле (прекрасно сохранившийся Амфитеатр, арка Сергиеваца и храм Августа) и в Сплите (монументальный Диоклецианов дворец, IV век). Нынешние центры Истрии - Пула и Пореч - бывшие римские колонии, и до сих пор вблизи их берегов находят амфоры, которыми забиты местные музеи. А вот уникальная мозаика базилики Эуфразиевой церкви в Порече, по исторической ценности равная мозаике в Равенне, относится уже к раннему византийскому периоду (VI век). Также Пореч известен храмами и памятниками романской архитектуры.

Ранний романский стиль отличает Задар (ротонда Св. Доната - одна из самых больших церквей в Европе IX века, которую можно сравнить с собором Карла Великого в Ахене).

Романский стиль характерен для Крка, Раба и Трогира (кафедральный собор и портал Радована, 1240 год). На острове Висовац расположился монастырь братьев-францисканцев, в котором находится весьма ценная библиотека со множеством старинных, в том числе и рукописных книг. А в Млете на острове, на Большом озере находится архитектурный ансамбль миниатюрного монастыря братьев-францисканцев (XII век), в котором сейчас расположена гостиница.

Готический стиль наиболее ярко представлен в Пазине, Загребе ("самый восточный" кафедральный собор XIII века) и Стоне.

Ренессанс определил облик Осора, Пага, Шибеника, Хвара, Корчули и Дубровника.

Барокко можно увидеть во Вараждине, Беловаре, Вуковаре, а стили, характерные для XIX века – в Риеки, Осиеке и опять же в Загребе.

Нельзя не упомянуть о почти ста храмах и церквях периода древнехорватского королевства IX-XII в.в., украшенных необыкновенными "витиеватыми" барельефами и сохранивших свой первоначальный облик. Особенно хочется отметить прекрасно сохранившиеся деревянные ворота мастера Бувине (начало XIII века) в Сплите с 38 барельефами, рассказывающими о жизни Христа. Сплит и Дубровник занесены ЮНЕСКО в книгу памятников культуры мирового значения.

Может показаться невероятным, что в такой небольшой стране, как Хорватия, может существовать столько памятников мирового значения: остров Шипан (эпоха ренессанса), кафедральный собор в Шибенике (Юрай Далматинац, XV век, единственный в Европе собор, построенный из каменных плит), часовня в Трогире (Никола Фирентинац, XV век, в ней насчитывается 150 скульптурных и барельефных изображений человеческого лица), около восьмидесяти оригинальных летних резиденций знати, построенных в эпоху ренессанса в республике Дубровник (XVI в.) и т.д.

На севере страны ренессанс имеет свои интересные отличительные черты. Северные города выполняли функции крепостей и возводились исключительно для защиты от нападений турков. Из пятидесяти таких крепостей, по крайней мере, две нужно обязательно упомянуть: овальный Великий Табор с мощными башнями (XVI век) и Карловац, "идеальный" город, построенный в эпоху Возрождения в форме шестиконечной звезды (1579 г.).

Многим северным городам Хорватии свойственны черты барокко (Вараждин, Пожега, Славонски Брод, Вуковар, Беловар, Дарувар). В Славонии и в "заповедном" Загорье недалеко от Загреба сохранились многочисленные замки знати. В XIX и XX веках активнее всех развивался Загреб (общественные строения, парки и Мирогой, вероятно, самое красивое кладбище в Европе), а также Осиек и Риска.

Другой важной характерной чертой Хорватии является ее урбанистическая культура. В отличие от других регионов юго-восточной Европы здесь имеется большое количество городов, многие из которых основаны еще в античный или средневековой период. Каждый город имеет свои неповторимые особенности и черты, характеризующие определенную историческую эпоху. Из целого ряда городов Хорватии, богатых художественными и историческими памятниками и заслуживающих посещения и знакомства с ними, рассмотрим некоторые, наиболее ярко характеризующие историю европейского художественного наследия.

Дубровник

Дубровник, построенный в XIII веке и почти полностью расположенный в ограде старинной крепости, по количеству превосходно сохранившихся до наших дней памятников эпохи ренессанса (крепостные стены и башни, общественные сооружения, церкви, дома и дворцы) может быть сравним в Европе только с Венецией или Амстердамом.

"Город-памятник", "музей под открытым небом" - эти слова не могут исчерпывающе рассказать о характере Дубровника. Это город-сказка, город, сочетающий культурные традиции и достояние сразу нескольких веков, религий и цивилизаций.

Он почти полностью окружен крепостными стенами и башнями XIII века, за которыми расположены сотни церквей, храмов, дворцов, в которых когда-то жили итальянские дожи. Создается ощущение, что время в этом городе застыло. А во время проведения Летнего фестиваля, когда весь город окунается в карнавал, на узких улицах звучит средневековая музыка, играются старинные представления, а актеры, жители и гости переодеваются в средневековые костюмы, особенно отчетливо ощущается связь культур, прошедшая через века. Особое внимание уделяется пьесам Марина Држича и Уильяма Шекспира. Особенно известна постановка “Гамлета” в старом форте Ловреньяк. Из-за его исключительного воздействия, обеспечивающего чрезвычайно мощные эстетические опыты, критики расценивают эту постановку лучшей в Европе.

Большинство городов до сих пор сохранило свой средневековый облик. На склоне холма над рекой Мирной притулился самый маленький в мире городок Ум. Он вошел в Книгу рекордов Гинесса как самый маленький город на планете. В это трудно поверить, но численность его населения всего четырнадцать человек. И при этом в городе есть муниципалитет и своя полиция.

Город Ровинь легко узнать со стороны моря по белому "персту", устремленному в небо, - кафедральному собору святой мученицы за христианскую веру Эуфимии, которую здесь очень чтят. Согласно легенде, когда девушке исполнилось 15 лет, ее бросили в застенки на растерзание львам. Но львы ее не тронули, не погибла она и при колесовании. Тогда ей отрубили голову, а саркофаг с телом бросили в море. Волны Адриатики прибили его к берегам Ровиня. Мальчик, который доставлял саркофаг из моря, погиб, и тогда его мать обратилась с мольбой о помощи к святой Эуфемии. Чудо свершилось, мальчик воскрес. Кстати, в этих местах многие женщины носят имя Фима, Эуфемия, в честь святой. На соборе установлена ее 5-метровая статуя, а внутри - саркофаг VI века с чудотворными мощами.

Город Бриуны первыми открыли еще римские императоры, которые отдыхали здесь после военных походов. Отдыхали они весьма своеобразно. В заливе Цепь, например, римляне разводили барракуд, которых кормили человеческим мясом. Утверждают, что недалеко от берега до сих пор лежат на дне остовы почти 300 кораблей, затонувших семьсот лет назад во время морской битвы между Генуей и Венецией. А самые ранние откопанные руины римского "каструма" - укрепленной виллы, трех храмов, термы и дворца, датируются первым веком.

Музыка

Первые Хорватские рукописи с церковными музыкальными произведения датируются 11-м столетием. Некоторые из Рождественских народных песен 12-ого века все еще очень популярны у народа. Самые ранние хорватские композиторы, получившие известность, это Андрийя Мотовунянин (родился около 1470 года на полуострове Истрия) и Франьо Босанач (род. около 1490 г.).

Хорваты могут похвастаться двумя превосходными композиторами эпохи Ренессанса. Первый – Джулье Скьветич (Скьяветти), живший и творивший в 16 веке. Между 1557 и 1573 он жил в Шибенике и руководил хором в главном соборе города. Он написал несколько мадригалов для 4-5 голосов и другие произведения, которые издавались и исполнялись в Италии. Интересно, что рукописи его произведений пропали после бомбежек Дрездена в 1945 году, но, к счастью, нашлись в 1993 в городе Кракове.

Другой композитор эпохи Ренессанса, Иван Лукачич (1584-1648), родившийся в Шибенике, был органистом в главном соборе Сплита. В 1620 он издал сборник произведений для 1-5 голосов в сопровождении органа.

Более поздний период принес мировую известность жителю Дубровника Луке Соркочевичу (1734-1789). Его прекрасные симфонии исполнялись во всем мире. А две его сестры стали первыми женщинами-композиторами в Хорватии.

Иван Ярнович (1740-1804) был выдающимся хорватским скрипачом и композитором 18-ого века. Он сделал поистине Европейскую карьеру - играл, создавал и творил свои произведения во Франции, Австрии, Германии, Швейцарии, Польше, Скандинавских странах, Англии. Также он был первой скрипкой в оркестре Российской императрицы Екатерины II. Его жизнь описана в романе “Jarnowick”.

Первые национальные славянские оперы были написаны русскими композиторами (М. Глинка, 1836, 1842), хорваты сразу же подхватили эту инициативу. Ватрослав Лисински сочинил первую хорватскую национальную оперу “Love and Malice” уже в 1846 году. Потом последовали чехи (Б. Сметана в 1862 году), и эти три нации остаются единственными среди славян, имеющими свои национальные оперы.

Стихи для государственного гимна Хорватии “Наша Прекрасная Родина” были написаны хорватским поэтом и дипломатом Антуном Михановичем (1796-1861), а музыка была сочинена Йозифо Руньянином (серб, рожденный в Хорватии, 1821-1878) на основе арии “O sole piu ratto” из оперы Донизетти “Lucia di Lammermoor”. Интересно, что многие хорваты, осмеливавшиеся петь этот гимн во время прежнего режима в Югославии (например, на свадьбах), рисковали попасть в тюрьму. Существовала даже специальная тюрьма неподалеку от Загреба под названием “ Тюрьма для Певцов”.

Иван Падович (1800-1873) был виртуозом гитары, он давал концерты в Загребе, Вене, Праге, Будапеште, Гамбурге, Лондоне, Польше, России и т.д. Франьо Крежма (род. в Осиеке в 1862 г.) имел репутацию подлинного виртуоза скрипки, и стал солистом Королевского оркестра в Берлине уже в возрасте 17 лет. А в 16 лет им восхищались во многих европейских городах: Риме, Праге, Генуе, Париже, Вене, Венеции. Он играл также с Ференцем Листом. К сожалению, он очень рано умер – в возрасте 19 лет.

Любой поклонник классической музыки знает Загребских Солистов, под руководством Тонко Нинича. Также нельзя не упомянуть: Загребский Филармонический Оркестр; композитора Благойю Берса из Дубровника (1873-1934); скрипача Златко Балоковича (1895-1965); дирижера Ловро фон Матачича (1899-1985); оперных певцов Милко Трнина (1863-1941), Майю Строцци-Печич (1881-1962), и многих-многих других.

Искусство

Самое начало хорватского искусства представлено богатой коллекцией орнаментов. Один из самых ранних хорватских культурных памятников – крестильная купель герцога Висеслава в Нинах (приблизительно 800 год), с хорошо сохранившимся орнаментом.

Очень интересны монолитные каменные памятники, называемые stechaks. Некоторые из них весят 30 тонн, самые ранние из них датируются 13-м столетием. Всего их больше, чем 66 тысяч, главным образом они находятся на территории Боснии-Герцеговины. Эти памятники, без сомнения, являются памятниками христианской средневековой культуры, некоторые из них имеют интересные художественные оформления, свастику и другие символы и украшения восточного направления или эпитафии на хорватской кириллице типа: “ Пожалуйста, не тревожьте меня, я был таким, как вы, и вы будете таким, как я”.

Одним из лучших художников своего времени был хорватский скульптор Радован (род. в Трогире в 13 веке). Он оставил потомкам прекрасно украшенную дверь Собора Трогира. Деревянная дверь Собора в Сплите, украшенная резьбой Андрийи Бувины, также всемирно известна. Эти двери оцениваются как наиболее красивые представители искусства средневековой Европы.

Другой известный Хорват – Юрай Далматинац (Джорджиус Маттей Далматикус, в Италии известный как Джорджио Орсини, 15-й век). Его эпоха представляет золотой век Хорватского средневекового искусства. Его главное достижение - Собор Cв. Иакова в Шибенике, отражающий в некотором смысле символы городской жизни того времени. Здание полностью построено из каменных плит (никаких кирпичей или дерева). Особенно интересны 74 портрета его сограждан, вырезанных в камне, удивительно реалистично для того времени.

Повсему Истринскому полуострову раскиданы прекрасные небольшие церкви, красиво украшенные известным живописцем Винсентом Каставом (15-й век). Особенно интересны его фрески в уединенной церкви Cв. Марии около Берама. Другой истрийский живописец, чей фрески можно отметить в Истрии, Иван Кастав.

Франо Лурана, известный также как Франческо Лауреано (1420-1502), хорват, родившийся около города Задар, был скульптором в Италии (Неаполь, Мессина, Палермо) и Франции (Окс, Марсель, Авиньон). Его портреты-бюсты женщин представляют собой самое высокое достижение в средневековой скульптуре. Теперь они хранятся в галереях Палермо, Вены, Нью-Йорка и Парижа.

Юлие Клович или Дон Джиулио Кловио Хорват (1498-1578), считается последним большим представителем классической европейской миниатюры, чьи работы украшают много известных галерей: Uffizi во Флоренции, Museo di Capodimonte в Неаполе, Biblioteca Marciana в Венеции, Galleria Sabanda в Турине, Bibliothek der Albertina в Вене, Louvre в Париже, Towneley Library и Pierpont Morgan Library в Нью-Йорке, Британском Музее и Музее Соан в Лондоне. Его учеником был сам Эль-Греко, который оставил нам его портеты. А одним из его друзей был Микеланджело.

Андрийя Медулич (Андреа Шиавоне, Андреа Мелдола Ниадра, ~1500-1563), живописец, начал свою карьеру художника в Шибенике и затем в Венеции. Его произведения искусства рассеяны по всей Европе (Задар, Шибеник, Загреб, Венеция, Милан, Флоренция, Неаполь, Турин, Париж, Лондон, Оксфорд, Ричмонд, Дублин, Амстердам, Вена, Дрезден, С.-Петербург, Белград). Медулич оказал большое влияние на Тинторетто, который зщаявил, что любой истинный живописец должен обладать по крайней мере одним из его шедевров. Как и Клович, он также повлиял на Эль-Греко.

Другие выдающиеся живописцы: Влахо Буковач (1855-1922; работал в Париже в 1866-1893). В 1888 он посетил Англию, нарисовал много друзей и написал бесчисленные портреты членов различных семейств, в которые он был приглашен как друг и гость. Он был также профессором в Академии Искусств в Праге с 1903 до 1922; Целестин Медович (1857-1920); Любо Бабич.

Лучшие хорватские представители художников начала века, обитающих в Париже: Владимир Бесик (1886-1954), Мирослав Кралевич (1885-1913), Йосип Рапич (1885-1908).

В области современных искусств вероятно наиболее известен скульптор Иван Мештрович (1883-1962), который создавал шедевры для своей родины. У него есть собственные галереи в Сплите и в Загребе. Он является автором “Памятника Неизвестному Солдату” и “Памятника Благодарности Франции” в Белграде, красивого Мавзолея Петару Петровичу, черногорскому поэту и государственному деятелю и многих других. Его скульптуры находятся в Лондоне (Тэйт-Галерея), Флоренции (в “Uffizi”), Турине, Риме, Праге (в Hradcany), Будапеште, Чикаго (Индейцы в Главном Центральном Парке), штатах Индиана, Миннесота, Луизиана и т.д. Он также вырезал памятник выдающегося словака Мартина Кукусина (Матейя Бенкура) в Пунта Аренс (Патагония, Аргентина).

Также по всему миру известны представители примитивного искусства. У его истоков в хорватской деревне Хлебине стоял живописец Крсто Хегедусич (1901-1971). Это была известная Хлебинская школа. Хегедусич также основал группу художников под названием “Zemlja” (Земля) в Загребе в 1929 году, которая была запрещена Сербской полицией в 1935 году. Из большого количества живописцев-примитивистов, чьи творения украшают частные и музейные от Парижа до Токио, упомянем только немногих: Иван Генералич (1914-1992), Франьо Мраж, Мирко Вириус, Йосип Генералич, Франьо Филипович, Иван Рабужин (1921) разработал занавес, украшающий сцену одного из лучших театров в Киото (Япония), Мийо Ковачич, Иван Лакович-Кроата (1932), Иван Веченай.

Во всем мире хорошо известны "3агребская школа мультипликационного фильма". Хорватия знакома миру своими выдающимися учеными, писателями, артистами и музыкантами.

В летние месяцы исторические места распахивают свои двери современному искусству. Дворцы, атриумы и площади старых городов становятся для жителей страны и многочисленных зарубежных туристов сценами традиционных международных фестивалей: летний фестиваль в Дубровнике, фестиваль кино в Пуле, "Сплитское лето", "Музыкальные вечера в Задаре", "3агребские вечера на Гриче", Вараждинские вечера барокко и т.д. Все это, а также многое другое, дает представление о том, что хорватская культура продолжает развиваться и не теряет связи со своими истоками.

 

Hosted by uCoz